Права и обязанности граждан

Права пациентов

 

Права пациентов в Российской Федерации гарантируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации».

      Пациент – лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров.

 

Статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательно закреплен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, перечень мер, предпринимаемых медицинскими работниками и администрацией лечебных учреждений с целью обеспечения максимально физически и морально комфортного пребывания пациента в медицинской организации.

 

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

 

– соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

– оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

– обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

– организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

– установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

– создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Принципы охраны здоровья в России реализуются в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

 

Права пациента – это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

 

Статья 5 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий:

  1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
  3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

   

Застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

 

  • на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
  • на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
  • выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
  • замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
  • выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
  • защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
  • возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

 

Виды медицинской помощи, которые можно получить бесплатно, будучи застрахованным в системе обязательного медицинского страхования определены Программой государственных гарантий, утвержденной Постановлением Правительства РФ  от 19 декабря 2016 г. N 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», являющейся базовой программой ОМС и территориальной программой государственных гарантий на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства г. Москвы от 23 декабря 2016г. № 935-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» действующей в пределах субъекта РФ (г. Москве).

Эти программы определяют, при каких заболеваниях и где владелец полиса сможет лечиться бесплатно.

Базовая программа ОМС действует на всей территории России. Предусмотренные ею виды медпомощи обладатель полиса медицинского страхования сможет получить бесплатно в любом регионе независимо от регистрации по месту жительства.

В рамках базовой программы граждане имеют право на первичную, скорую и специализированную медпомощь. Виды заболеваний, при наличии которых у больного появляется соответствующее право, перечислены в п. 6 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.

Первичная медпомощь включает лечение наиболее распространенных болезней, а также таких травм, отравлений и других неотложных состояний, которые не требуют срочного медицинского вмешательства. Кроме того, она охватывает профилактику важнейших заболеваний и проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Скорая медпомощь оказывается при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Отметим, что согласно ст. 39 Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатную скорую медпомощь имеют не только граждане РФ, но и все прочие лица, находящиеся на территории России.

Специализированная медпомощь необходима при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь.

 

Важно! Необходимо рассматривать территориальную программу государственных гарантий на 2017 год, утвержденную Постановлением Правительства г. Москвы от 23 декабря 2016г. № 935-ПП «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Москве на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» действующей в пределах субъекта РФ (г. Москвы), а не программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2017 год, утвержденную Постановлением N 1403 Правительства РФ от 19 декабря 2016 г.

 

 

ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ

ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

 

(Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”)

 

 

Статья 18. Право на охрану здоровья

 

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
  2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

 

Статья 19. Право на медицинскую помощь

 

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
  3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
  5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

Помимо реализации права на выбор врача пациент имеет возможность инициировать проведение консилиума либо проведение консультаций других специалистов. Это право в значительной мере расширяет законные возможности человека на качественную диагностику и лечение. Следует заметить, что этому праву пациента корреспондирует обязанность лечащего врача и должностных лиц медицинского учреждения организовать проведение консилиума либо консультаций. Определение объема медицинской помощи, включая консультации и проведение консилиумов, осуществляется лечащим врачом, а в отдельных случаях по согласованию с заведующим отделением, в рамках территориальной программы государственных гарантий оказанию населению  бесплатной медицинской помощи.

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

 

Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

 

  1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
  2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:

1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).

  1. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
  2. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
  3. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.

 

Гражданин или его законный представитель имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев оказания медицинской помощи лицам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лицам, страдающим тяжелыми психическими расстройствами, или лицам, совершившим общественно-опасное деяние.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.

Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

 

  1. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
  3. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  4. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

  1. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:

1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, – консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, – непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей илииного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

  1. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

 

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

 

  1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
  3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.

  1. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
  2. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
  3. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  4. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
  5. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
  6. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.

 

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

 

  1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
  2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
  3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
  4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
  5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Пациент сможет полноценно реализовать право на получение медпомощи, если будет информирован о состоянии своего здоровья. Российское законодательство предоставляет пациентам право на информацию. Это означает, что любой человек может получить следующие сведения, касающиеся состояния его здоровья:

  • о результатах проведенного обследования;
  • о наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе;
  • о методах лечения и рисках, которые могут им сопутствовать;
  • о возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях;
  • о результатах проведенного лечения.

За этой информацией следует обратиться к лечащему врачу. При этом пациент (или его законный представитель) имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние своего здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Кроме того, у пациента (законного представителя пациента) есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (в соответствии с приказом МЗ РФ № 425 от 29 июня 2016 г. N 425н «Об утверждении порядка ознакомления пациента либо го законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»).

О неблагоприятных прогнозах развития заболевания врачи должны сообщать в деликатной форме.

В большинстве случаев сведения о состоянии здоровья сообщаются пациенту лично. Однако иногда могут быть проинформированы не сами пациенты, а их законные представители (родители, опекуны, попечители). Это касается, в частности, следующих категорий пациентов:

  • детей в возрасте до 15 лет;
  • больных наркоманией несовершеннолетних в возрасте до 16 лет;
  • недееспособных граждан.

Возможность получать информацию о своем здоровье – это право, но не обязанность граждан. Поэтому если пациент не хочет знать, какой ему поставлен диагноз или как протекает заболевание, то принудительно сообщать ему об этом нельзя. Пациент вправе запретить сообщать ему или членам его семьи такие сведения. Более того, он может назначить доверенное лицо, которому эти сведения будут передаваться.

Вся информация о состоянии здоровья пациента является врачебной тайной – ее нельзя разглашать или передавать третьим лицам.

Врачебная тайна – это информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе (названии) его заболевания, средствах и методах лечения, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении пациента. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, запрещается. С согласия гражданина или его законного представителя (назначенного им представителя, назначенного судом опекуна) допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам. Прежде всего, должностным лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Без разрешения пациента (или его представителя) передача сведений о нем считается незаконной (т.е. считается разглашением врачебной тайны).

 

В случаях, предусмотренных Основами, допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя (ст. 61 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»):

  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю (т.е. находящего в бессознательном, опасном для жизни и здоровья состоянии, и в ситуации, когда законный представитель пациента недоступен);
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством.

Информация, содержащая врачебную тайну, предоставляется только при наличии надлежащим образом оформленного официального запроса (постановления суда (судьи), следователя, дознавателя); в случае оказания помощи ребенку в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий (например, пациент является жертвой преступления).

Информация о подобных случаях передается медицинским учреждением, службой скорой помощи в органы внутренних дел. в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

 

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

Данное право пациента реализуется посредством создания в лечебно- профилактическом учреждении условий, безопасных с позиции санитарных правил и норм, т.е. тех, при которых внешние факторы среды обитания не будут создавать угрозу жизни и здоровью человека.

 

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

 

  1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.
  2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
  4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

 

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

 

  1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее – военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
  2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
  3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования – на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, вкоторых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
  4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
  5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программевоенной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
  6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

 

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

 

  1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
  3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
  4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.
  6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
  7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

 

Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц, совершивших общественно-опасные деяния.

Решение о проведении медицинского освидетельствования и наблюдения граждан без их согласия или согласия законных представителей принимается врачом (консилиумом), а решение о госпитализации граждан без их согласия или согласия их законных представителей – судом.

Пребывание граждан в больничном учреждении продолжается до исчезновения оснований, по которым проведена госпитализация без их согласия или по решению суда.

 

 

 

 

Права пациентов с инвалидностью

 

В связи с одобрением Конвенции о социальной защите инвалидов, доступность и качество медпомощи для инвалидов обеспечивается и за счет оснащения медучреждений таким образом, чтобы были учтены особые потребности инвалидов и других лиц, ограниченных в своих возможностях. Обеспечение беспрепятственного и безопасного доступа людей-инвалидов к объектам инфраструктуры медучреждения предполагает:

– обеспечение возможности без посторонней поддержки передвигаться по медучреждению, оказание медпомощи на территории учреждения;

– возможность сопровождения пациентов, которые имеют проблемы с самостоятельным передвижением, расстройства зрения, при необходимости – помещение их в инвалидную коляску;

– размещение в медучреждении оборудования, изделий и носителей информации,  необходимых для того, чтобы пациенты с инвалидностью беспрепятственно могли попасть в учреждение;

– размещение необходимых для людей с ограниченными возможностями носителей информации (звуковой или зрительной), а также графических знаков со шрифтом Брайля, доступ в медучреждение сурдопереводчика;

– возможность инвалидов проходить в медучреждение с собакой-проводником, если у них есть документы об обучении животного;

– возможность оказать пациенту помощь в преодолении барьеров, которые мешают им получать медицинские услуги наравне с другими лицами.

Указанные изменения, предусмотренные ФЗ № 419 от 01.12.2014 вступили в силу с января 2016 года. Для реализации этих норм также приказом Минздрава РФ № 802н от 12.12.2015 года был утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов. Права пациентов в сфере ОМС Права в сфере ОМС пациентам предоставлены ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”:

пациент в случае наступления страхового случая имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи по госпрограмме гарантий или по территориальной программе гарантий;

право пациента на самостоятельный и по своим убеждениям выбор страховой компании в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 158н от 28.02.2011 года «Порядок выбора страховой компании для получения полиса ОМС» – право гражданина на смену страховой компании  один раз в год. При определенных обстоятельствах смена может быть более частой (в случае изменения места жительства);

право пациента выбрать медучреждение, которое участвует в территориальных программах ОМС;

пациент может самостоятельно выбрать врача, который будет оказывать ему медицинские услуги;

пациент вправе получить от страховой компании достоверную и актуальную информацию о получении медицинской помощи и ее видах;

если медучреждению нужны персональные данные для ведения персонифицированного учета, то пациент имеет право на их защиту;

пациент вправе требовать возмещения ущерба страховой компанией в случае  ненадлежащего исполнения ею полномочий по организации медпомощи; право на возмещение медучреждением ущерба, причинённым в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей медработниками при оказании медпомощи;

пациент вправе потребовать защиты своих интересов в в случае их нарушения. Права пациентов в случае участия в исследовании медикаментов Пациенты могут быть привлечены к проведению клинических испытаний медикаментов только на добровольной основе. При этом в ст. 43 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» указана та информация, которую вправе больной узнать перед началом испытаний. Больной или его представитель имеют право в любой момент заявить об отказе в участии в испытании препарата. Кроме того, с целью охраны здоровья некоторых групп пациентов, законодатель четко называет тех лиц, которые к испытанию медикаментов быть привлечены не могут. Постановлением Правительства РФ № 714 от 13.09.2010 утверждены правила страхования жизни и  здоровья граждан, которые решили принять участие в официальных клинических рекомендациях. Так, страховыми случаями по договору страхования является смерть пациента, ухудшение его здоровья и установление инвалидности. Ст. 44 ФЗ 61 устанавливает размеры выплат пациенту в случае наступления страхового случая.

 

Права пациентов в случае оказания психиатрической медпомощи

 

Пациенты, у которых диагностированы психические заболевания, обладают всеми теми же правами, которые предоставлены Конституцией и иными законами РФ.

Кроме того, все лица, больные психическими расстройствами, имеют право на:

– гуманное и уважительное к себе отношение, а также отношение, которое исключает унижение и оскорбление человека;

– получение сведений о том, какое расстройство у пациента диагностировано, о методах возможного и выбранного лечения, а также о других признаках состояния своего здоровья;

– пациент вправе получать психиатрическую и иную помощь в наиболее комфортных условиях, при возможности – приближенно к району  своего жительства;

– медицинские работники не могут растянуть пребывания больного в стационаре на срок, превышающий необходимое время для оказания нужной помощи;

– пациент вправе быть направлен на санаторно-курортное лечение;

– пациент вправе получать психиатрическую помощь в нормальных санитарно-гигиенических условиях;

– возможность дать свое согласие или отказ от участия в испытаниях методов лечения, профилактики и диагностики, а также лечебного питания, медицинских изделий и т.д., на любом этапе такого испытания;

– получать квалифицированную помощь своего представителя, адвоката или иного лица.

Также в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1приведены права пациентов, которые находятся в психиатрическом стационаре.

Все больные, которые направлены на госпитализацию в психиатрический стационар, имеют право на:

непосредственное общение с руководителем медицинского учреждения или иным должностным лицом по поводу его лечения, диагностики, нарушения прав пациента, а также срока выписки из психиатрического стационара;

личное обращение без цензуры к своему представителю, в государственный орган, правоохранительные органы, в суд, а адвокату и т.д.; на встречи со своим представителем, адвокатом или иным уполномоченным лицом, а также со своим священнослужителем;

на беспрепятственное исполнение традиций религиозного характера, например, на использование необходимых предметов и  литературы, если при этом внутренний порядок стационарного отделения не нарушается и другим пациентам это не мешает;

выписывать книги, новостные и иные и газеты, смотреть телевидение; если пациент несовершеннолетний, то он имеет право в соответствии с своим психическим состоянием обучаться в общеобразовательной или специализированной школе для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии;

имеет право участвовать в общественно-полезном и производственном труде и получать за это денежные средства наравне с другими лицами;

 

Права пациентов, страдающих ВИЧ-инфекцией

 

В соответствии с положениями ФЗ РФ «О предупреждении распространения в Российкой Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», ВИЧ-инфицированными пациентами признаются лица, которые заражены вирусом иммунодефицита человека. Граждане, зараженные ВИЧ-инфекцией в России обладают  всеми правами, свободами и законными обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ, федеральными законами РФ и региональными актами.

Кроме того, у пациентов из этой группы выделены дополнительные права в ФЗ «О профилактике ВИЧ-инфекции»:

Пациент имеет право проходить на доступной и безопасной основе медицинское освидетельствование для того, чтобы выявить возможную ВИЧ-инфекцию.

Исследованию может предшествовать консультирование, а сам процесс обследования может быть организован на абсолютно анонимной основе.

В конце обследования также проводится консультация.

Пациент может получать медицинские услуги в соответствии с программой государственных гарантий, то есть на бесплатной основе.

Пациент с ВИЧ-инфекцией может получать социально-бытовую помощь, а также помощь в трудоустройстве, обучении и переобучении, в получении новой профессии.

Для лечения ВИЧ-инфекции пациенту предоставляется право на бесплатное обеспечение медицинскими лекарственными препаратами в амбулаторных медучреждениях, подведомственных федеральным и региональным органам управления здравоохранения.

Не допускается без согласия пациента или его представителя распространять информацию о поставленном диагнозе ВИЧ.

Информация о поставленном диагнозе ВИЧ может быть раскрыта только в отдельных прямо оговоренных в законе случаях если:

необходимо провести обследование  и лечение пациента, который в силу тяжелого состояния не может выразить свое волеизъявление;

существует угроза распространения массовых поражений, явлений или инфекционных болезней;

был получен официальный запрос от правоохранительных и следственных органов в связи с проведением расследования или иного судебного разбирательства;

был получен официальный запрос от военно-медицинской службы или от представителей военного комиссариата;

в медучреждении оказывается медицинская помощь несовершеннолетнему пациенту и если необходимо проинформировать об этом его законных представителей и родителей;

существует достаточно оснований для предположения о том, что вред здоровью пациента был причинен в результате совершения действий противоправного характера.

 

Права несовершеннолетних пациентов

 

Действующим российским законодательством регулируются различные аспекты прав детей в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является конституционным правом граждан.

Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет охраны здоровья детей назван одним из основных принципов охраны здоровья (п. 3 ст. 4). Этот принцип раскрывается в ст. 7 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно п. 1 указанной статьи государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.

В соответствии с п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей возложена на родителей в рамках реализации ими родительских прав по воспитанию. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей (п. 1 ст. 65 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, охрана здоровья детей является одной из важных целей деятельности государства и предметом особой заботы семьи.

 

Особенность реализации прав детей в сфере охраны здоровья заключается в том, что реализация ряда важных прав (в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 15 лет, больных наркоманией — 16 лет) осуществляется их законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители) в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ — защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Права несовершеннолетних детей в области охраны здоровья установлены в ст. 54 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 вышеназванной статьи Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Законным представителям предоставляется информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего:

сведения о результатах медицинского обследования,

наличии заболевания,

об установленном диагнозе и прогнозе развития заболевания,

методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске,

возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (п. 1 ст. 22 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). При этом законный представитель несовершеннолетнего пациента имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья подопечного, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов (п. 4 ст. 22). Кроме того, у законного представителя есть право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (в соответствии с приказом МЗ РФ № 425 от 29 июня 2016 г. N 425н «Об утверждении порядка ознакомления пациента либо го законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»).

Право на получение информации о состоянии здоровья своего ребенка принадлежит любому родителю, не лишенному родительских прав и не ограниченному в этих правах, независимо от того, проживает ли ребенок с обоими родителями или с одним из них. Данное право основано на принципе равенства прав обоих родителей (п. 1 ст. 61 Семейного Кодекса РФ), в соответствии с которым родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет те же права, что и родитель, с которым проживает ребенок, включая право на получение информации о ребенке из любых учреждений, в т. ч. лечебных (п. 4 ст. 66 Семейного Кодекса РФ). Помимо этого, отдельно живущий родитель вправе общаться с ребенком в случаях, когда ребенок находится в экстремальной ситуации, включая нахождение ребенка в лечебном учреждении. Это продиктовано интересами ребенка: чтобы родитель, проживающий отдельно от ребенка, мог полноценно участвовать в его жизни и заботиться о нем.

Федеральный закон № 323-ФЗ об охране здоровья также предусматривает участие несовершеннолетних в решении вопроса о необходимости медицинского вмешательства. По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет (несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет) имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него (п. 2 ст. 54 вышеуказанного закона).

 

Ч.2 ст. 54 Федерального закона 323-ФЗ определяет права несовершеннолетних на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство:

«Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона».

В исключительных случаях, установленных законом, такое согласие дает один из родителей или иной законный представитель. Оно требуется:

— если лицо не достигло возраста, установленного ч. 2 ст. 54 Закона об охране здоровья;

— если лицо признано недееспособным в установленном законом порядке и по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;

— если речь идет о несовершеннолетнем больном наркоманией при оказании ему наркологической помощи или медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством РФ случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) (п. 2 ст. 20 Закона об охране здоровья).

 

Важно! С принятием Федерального закона от 01.12.2004 № 151-ФЗ возраст согласия, с которого возможен отказ от медицинского вмешательства, перестал быть единым для всех несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, больных наркоманией, он был поднят до 16 лет.

 

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при определенных обстоятельствах законом допускается медицинское вмешательство без согласия одного из родителей или иного законного представителя. Такое вмешательство возможно:

— если оно необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни несовершеннолетнего и если отсутствуют законные представители;

— в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также страдающих тяжелыми психическими расстройствами или совершивших общественно опасные деяния (преступления).

Положения ст. 24 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» получили развитие в ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, согласно которой в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения проводятся мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством РФ. Такая помощь включает:

профилактику заболевания;

медицинскую диагностику;

лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение; медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;

санаторно-курортное лечение детей.

 

Права несовершеннолетних на охрану здоровья реализуются с помощью системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Дети с рождения до достижения ими возраста 18 лет являются субъектами ОМС (п. 1 ст. 9, подп. “а” п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”). Обязательное медицинское страхование несовершеннолетние получают уже с момента рождения. С этой даты до дня государственной регистрации рождения в органах ЗАГСа обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахована мать новорожденного или другой законный представитель. С момента государственной регистрации рождения ребенка и получения свидетельства о рождении вплоть до достижения ребенком 18 лет обязательное медицинское страхование несовершеннолетнего осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем (п. 3 ст. 16 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”). До достижения совершеннолетия при замене страховой медицинской организации, в которой застрахован несовершеннолетний, выбор также делают его родители или другие законные представители путем обращения в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр (п. 4 ст. 16 Закона об ОМС). Иные права застрахованных несовершеннолетних, предусмотренные законодательством о страховании также реализуются их родителями (законными представителями).

Ст. 24 Конвенции о правах ребенка (принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г.; далее — Конвенция) определены социальные права несовершеннолетних пациентов, к которым отнесены право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

 

Права отдельных категорий несовершеннолетних пациентов

определены Приказом Минздравсоцразвития России от 03.03.2011 № 162н “О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”  установлены порядок и правила проведения медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи, диспансеризации этих групп граждан. Перечень детей, на которых распространяется действие вышеуказанного приказа:

– оставшиеся без попечения родителей;

– инвалиды; с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки физического и (или) психического развития);

– жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

– из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– оказавшиеся в экстремальных условиях;

– жертвы насилия;

– отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

– находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающие в малоимущих семьях;

– с отклонениями в поведении; с объективными нарушениями жизнедеятельности в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

На основании сведений, выявленных в результате диспансеризации ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, врачом-педиатром определяется индивидуальная программа профилактических мероприятий, объем необходимого дополнительного обследования, решается вопрос направления ребенка на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное) и осуществляется диспансерное наблюдение за ребенком (п. 8 приказа № 162н). При установлении у ребенка заболевания, требующего оказания высокотехнологичной медицинской помощи, его медицинская документация в установленном порядке направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса об оказании такой помощи.

 

В целях обеспечения права на защиту и права на общение при нахождении ребенка в лечебном учреждении одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях при совместном нахождении с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний, плата за создание условий пребывания в стационаре, в т. ч. за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается (п. 3 ст. 51 Закона об охране здоровья). Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

 

Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.03.1995 № 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” родителям и лицам, их заменяющим, разрешается совместное пребывание с ВИЧ-инфицированными детьми в возрасте до 15 лет.

 

Особое внимание в Федеральном законе № 323-ФЗ об охране здоровья уделено вопросу о донорстве органов и тканей человека и их трансплантации (пересадке). Согласно ст. 47 изъятие органов и тканей для трансплантации не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) (п. 3). Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека разрешена при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего реципиента, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 5). В случае смерти несовершеннолетнего лица изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8).

 

В случае нарушения прав несовершеннолетнего пациента его законные представители могут обратиться  с жалобой непосредственно к администрации ГБУЗ «ДЦ № 3 ДЗМ» или в вышестоящие организации.